Красная книга российской эстрады

Вячеслав Сомов

Вячеслав Вячеславович Сомов родился 26 (13) марта 1910 года в Варшаве.
Окончил Ленинградское балетное училище, начал выступать на эстраде в пантомиме и танцевальном дуэте. Работал наездником в цирке, актером в ГОСТИМе, где постигал биомеханику, в Драматичемком театре имени Баумана.
С началом Великой Отечественной войны сомов добровольцем ушёл на фронт и прошёл с боями от Москвы до Кенигсберга.
С 1945 года — артист Центрального театра Красной армии.
Искусством художественного слова Сомов начал интересоваться с юности, когда был потрясен выступлениями В.Маяковского. Захватывала острота мысли, образность интонаций, полемичность.
В 1948 году Вячеслав Сомов начал свои выступления на эстраде, представив огромное число зарубежных поэтов-классиков и ещё большее — современников. Ему были свойственны влюбленность в поэзию, желание поделиться с аудиторией счастьем приобщения к стихам Байрона, Вийона, Лорки или радостью открытия новых, ещё не знакомых поэтических имен. В его репертуаре артиста были поэты Франции, Великобритании, Герма нии, Испании, Турции, Бельгии, Чехословакии и др. стран. Его концерты называли «Звучащей картой мира». Французскую поэзию он представлял в программе от XV в. до современности. В нее входили Вийон, Гюго, Ронсар, Бодлер, Дю Белле, Беранже, Верлен, Аполлинер. Он любил предварять стихи краткими рассказами об авторах и для каждого находил особые ритмы, интонации, пластический рисунок.
В 1956 году Сомов открыл для себя Николаса Гильена, прочитав в журнале его стихотворение «Колыбельная, чтобы разбудить маленького негра». Он влюбился в этого кубинского поэта-изгнанника, выучил испанский язык и стал читать сначала стихи Гильена, а потом и других современных поэтов, борцов за мир и свободу.
К 1960 году сложилась обширная программа «Современные зарубежные поэты». Кроме исполняемых ранее поэтов в нее входили стихи Превера, Гийевика, Марсенака, отрывок из «Зелёных холмов Африки» Хемингуэя (проза), американские поэты: Сэндберг, Фрост, Ферлингетти, никарагуанский — Дарио, колумбийский - Лопес.
Манера исполнения каждого была особой, неповторимой. Сомов читал их в той национальной народной традиции, в которой они исполнялись на родине.
Ему помогали музыканты-гитаристы. В разное время с ним работали В.Кручинин и А.Кузнецов. Читая с музыкальным сопровождением, артист погружал зрителей в самые недра поэтической стихии, в её ритмы. Тонко чувствуя музыкальную природу стиха, Сомов выражал её в танце, в пластике, иногда - в мелодекламации.
В 1963 году Сомов стал лауреатом конкурса «За мир и дружбу между народами». Круг исполняемых поэтов всё время расширялся, пополнялся новыми именами. «Испания в сердце» (1965), чешская поэзия (1967). В старые программы включались новые имена и страны.
Не обходил своим вниманием Сомов русскую поэзию. В 70-е годы он создал композиции «А.Блок — Б.Пастернак, М.Цветаева — А.Ахматова», «Женщина и поэзия», «Современники» (Д.Самойлов, Б.Окуджава, Б.Слуцкий, А.Межиров и др.). Одна из последних программ называлась «Открытие Америки» (Р.Лоуэлл, О.Нэш, Р.Фрост и др. в переводах А.Вознесенского).
Последняя, итоговая композиция - «Люди, которых я видел», о незабываемых встречах с крупнейшими поэтами и деятелями эпохи. Режиссёром программ Сомова была его жена, заслуженная артистка РСФСР 3.Бокарева.
Отмечая «великолепную пластику речи, простоту, не снижающую, однако, стихотворную речь до прозы, а прозу - до речи разговорной, обыденной», — Всеволод Аксёнов главным в искусстве Сомова считал «подтекст». «Не только тот подтекст, который выявляет скрытый замысел автора, а и тот, что порождён собственным представлением исполнителя…» Эти слова своего товарища по искусству Сомов называл «самой дорогой похвалой».
Вячеслав Вячеславович - Заслуженный артист РСФСР (1954), Лауреат международных и отечественных конкурсов.
Умер 17 июня 1988 года.

В городском саду (Б.Окуджава)
Канте Хондо (Ф.-Г.Лорка/М.Цветаева) Алексей Кузнецов - гитара
Песня революции (Н.Гильен/М.Цветаева) Алексей Кузнецов - гитара
Пять сонетов (П.Неруда/М.Алигер) Алексей Кузнецов - гитара
Фотографии друзей (Б.Окуджава)
Что такое хорошо и что такое плохо (В.Маяковский) с Зинаидой Бокарёвой